Я учитель

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Философ Конфуций

Выбор моей профессии – учителя начальных классов, неслучаен. Я из семьи, где педагогическая династия продолжается уже в третьем поколении. В детстве я видела как моя мама творчески, ответственно относились к своему делу. Правда, это я осознаю и понимаю только сейчас. А тогда часто с ревностью наблюдала, как мама до полуночи готовиться к завтрашним урокам. Ее уроки были всегда интересны, насыщены дидактическими играми. И знаю я это не понаслышке, ведь моей первой учительницей была именно она – моя мама Уяндина Платоновна. Я бы смело сказала, что она пропагандист родного языка с большой буквы, как и мой дед Платон Афанасьевич Степанов-Ламутский. Он – основатель нашей педагогической династии, учил своих учеников уважать свой родной язык, родное слово. И перед своими детьми поставил задачу о продолжение его дела, сохранения и развития эвенского языка. С возрастом понимаю, как духовно был богат наш отец, дед, прадед, как много он передал будущему поколению. А основа любви к родному языку у детей закладывается в начальных классах.

Я учитель XXI века, времени, где идут глубокие перемены – обновление содержания образования. В настоящее время главной его целью становится воспитание личности каждого школьника, а процесс обучения – основным средством ее развития. В связи с этим меняется содержание деятельности учителя – он должен быть педагогом, способным осуществлять личностно-ориентированное обучение ребенка. Ведь это обеспечение права каждого школьника на индивидуальное гармоничное его развитие, учет его психических особенностей (возможности, склонности и интересы), развитие его этнического самосознания.

Я представитель одного из самых малочисленных народов Севера – эвенов. Коренные народы Севера подвержены воздействию различных социально-экономических факторов. Все эти факторы оказывают разрушительное воздействие на развитие их самосознания, языка и культуры. На данный момент, недостаточное внимание уделяется проблеме, связанной с влиянием этносов на индивидуальное развитие личности, на формирование и развитие ее базовых свойств. И сегодняшняя реальность поставила перед нами учителями конкретную задачу: искать выхода из кризиса, приведшего на грань этнической катастрофы, обеспечить возможность этнического выживания, утвердить приоритет самобытности этноса.

Изучение опыта народной педагогики представляет для меня большой интерес. Старое почти никогда не исчезает вовсе. Изучение прошлого необходимо для понимания настоящего. Ведь ничто не проходит бесследно. Все, что происходило когда-то, оставило где-то свой след. Ребенок рождается и живет в определенной этнокультурной среде. Для того чтобы стать полноправным членом какой-то этнической культуры, ему необходимо в полной мере усвоить свойственные ей ценностные ориентации и установки. Уважение к прошлому своего народа является непременным признаком цивилизации.

Моим педагогическим кредо стало мудрое изречение древнего китайского философа Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Педагогическая деятельность – это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где главным стержнем, центром притяжения является личность ребенка, а главной задачей – становление индивидуальности. Индивидуальность проявляется только у личностей, не только гармонично развитых, но и у личностей с развитым этническим самосознанием. Всем нам известно, что этническое сознание – это осознание себя членом определенной нации, относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе, как о представителе определенной нации. И наиболее существенным состоянием, принадлежащим народу, самой активной его частью с мировой культурой является родной язык.

Гармония человеческой души и гармония природы взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Потому бережное, трепетное отношение человека к человеку должно нести положительные эмоции. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению. Если приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, бегом оленей, полетом птиц, капельками дождя, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Именно опираясь на это, соединяя народную педагогику с современностью можно развить личность ребенка, любящего родной язык, природу, хорошо относящего к людям, носителя родной культуры. Очень большую роль, здесь должен играть учитель, который несет ответственность за дух народа, за развитие и сохранение языка и культуры. Творческий подход, использование новых педагогических технологий, опора на этнопсихологические и этнопедагогические основы духовной культуры народа помогут воспитанию ребенка, осознающего этническую принадлежность родному народу.