Так как интеграция – это определенная система работы учителя, предполагающая вполне конкретный результат. Она должна способствовать формированию у школьника целостного представления об окружающем мире; дать ему те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы; научить ребенка представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Природа – первооснова всякой красоты. В эстетическом воспитании младших школьников важная роль принадлежит курсу природоведения. Поэтому, на мой взгляд, интеграция этих предметов наиболее приемлемо. Для усиления эмоционального восприятия и эстетического воспитания использую записи музыки, репродукции картин. Например, при чтении и анализе стихотворения В. Лебедева «Окат» идет обобщение темы по окружающему миру «Водоемы нашего края». На данном уроке использую картины и фотографии реки, озера, моря. Учащимся предлагаются вопросы:

Проводится беседа о значении воды для жизнедеятельности человека. Учащимся предлагается нарисовать речку в любимом времени года.

На уроке окружающего мира по теме «Природа осенью» использую стихотворение русского поэта А. Фета «Ласточки пропали…». На уроке изобразительного искусства обобщаю эти уроки и предлагаю детям нарисовать рисунок по теме.

Как показывает практика, интегрированные уроки по чтению и природоведению дают хороший педагогический эффект. Художественная литература имеет богатый арсенал использования его источников на уроках не только по природоведению, но и на уроках изобразительного искусства, ОБЖ, культуры народов Севера.

На уроке основы безопасности жизни по теме «Пожарная безопасность» можно использовать стихотворение К. И. Чуковского «Путаница», по теме «Природа. Экстремальная ситуация для человека в природной среде» - рассказ Л. Н. Толстого «Как меня в лесу застала гроза». При анализе произведений идет обобщение тем уроков по ОБЖ.

На уроках культуры народов Севера, учащиеся начальных классов изучают в основном культуру своего народа. Например, обобщение темы «Традиционные промыслы. Оленеводство. Рыбные промыслы» проходит при чтении стихотворения П. А. Ламутского «Энкэнде», рассказа А.В. Кривошапкина «Хонначан», рассказа К. Уяган «Авлан». При анализе произведений детям предлагаю рассказать, как они летом ездили в стадо. Каким из традиционных видов занятий занимаются их родители. На этих уроках обычно учащиеся с огромным удовольствием и интересом рассказывают, как они помогали пасти оленей, ловили вместе с папами рыб, тут же и повторяем названия рыб на родном языке.

В процессе работы над интегрированными уроками, я применяю методику Г. Ф. Федореца. И разработала интегрированные уроки на основе интегративно-тематического подхода.

Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1-4)

«Осень»
  1. Чтение – знакомство с произведениями об осени.
  2. Окружающий мир – наблюдение над изменениями в природе осенью.
  3. Музыка – слушание музыкальных композиций об осени, разучивание песни «Скворушка».
  4. Изобразительное искусство – рисование осенней природы.
  5. Трудовое обучение – составление осенней композиции из осенних листьев.
«Первый снег»
  1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге.
  2. Изобразительное искусство – рисование акварелью снегопада в лесу.
  3. Музыка – слушание музыки из музыкальных композиций о зиме, разучивание песни «Снег-снежок».
  4. Трудовое обучение – ознакомление с изготовлением из бумаги снежинок.
«Весна»
  1. Чтение – ознакомление с произведениями о весне.
  2. Окружающий мир – систематизируются знания о весне, ее признаках.
  3. Трудовое обучение – составление композиции из веток березы и бумажных птиц.
  4. Изобразительное искусство – рисование с натуры веток ивы.

Уроки получаются насыщенными и интересными, дети с особым удовольствием работают на таких уроках, так как они способствуют творческой активности учащихся и их познавательной активности. Многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых на интегрированных уроках, также способствуют формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру.

Чтение: С. Есенин «Береза».

Окружающий мир: природа зимой.

Цели урока: обучение нахождению поэтических образов в природе, показать любовь поэта к красоте родной земле, закрепить знания о признаках неживой природы зимой, развивать наблюдательность, связную речь, выразительное чтение, умение анализировать; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ход урока

При подготовке к данному уроку необходимо сходить с детьми на экскурсию в лес, где обязательно описать березу, можно и другие деревья.

  1. Организационный момент
  2. - Дорогие учащиеся, сегодня у нас необычный урок, где мы совместим два предмета урок чтения и урок окружающего мира. Думаю, мы творчески поработаем на этом уроке.

  3. Вводная беседа
  4. - Какое время года мы наблюдаем? Назовите приметы зимы. Когда она наступает у нас? Каковы ее признаки в неживой природе?

    - Наблюдали ли вы за растениями зимой? Какие происходят с ними явления?

    По ответам детей подводится итог о растениях зимой, и особое внимание уделяется к дереву береза.

    На доске вывешивается картина с рисунком березы, можно использовать иллюстрацию, данную в учебнике. Проводится беседа о дереве.

  5. Первичное чтение стихотворения.
  6. - Сегодня мы прочитаем стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина «Береза». Он родился в Рязанской губернии в селе Константиново. Его родителями были крестьяне. Поэт очень много посвятил свои стихи природе родного края.

    Чтение учителем стихотворения наизусть.

    Проводится беседа по впечатлениям учащихся от услышанного произведения.

    Чтение стихотворения учащимися про себя.

    Анализ стихотворения по вопросам и заданиям.

    - Какие признаки в неживой природе описаны в стихотворении. ( Принакрылась снегом, точно серебром, на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой).

    - С чем поэт сравнивает снег? (С серебром)

    - Почему поэт применил именно такое сравнение? Вспомните березу, которую мы видели на экскурсии. ( Снег блестел на солнце, точно серебро).

    - Как поэт описывает ветки березы во втором четверостишье? (Иней на ветках он сравнивает с каймой и бахромой)

    - Прочитайте третье четверостишье. Вспомните, какая была тишина в лесу. Как вы думаете почему? О каком еще признаке зимы здесь сказано?

    - Нарисуйте словесную картину к стихотворению. Как вы думаете, удачно ли проиллюстрировал художник это произведение?

    - Помог ли рисунок нам лучше понять стихотворение поэта?

  7. Обобщение признаков неживой природы зимой
  8. Повторение и запись выводов в тетради о признаках зимы в неживой природе.

  9. Выразительное чтение стихотворения
  10. - С какой интонацией нужно читать стихотворение?

    - Давайте поставим логические ударения и паузы.

    Далее дети выразительно читают стихотворение.

    - Какое описание в стихотворении вам больше всего понравилось? Почему?

  11. Итог урока. Домашнее задание
  12. - Вы услышали стихотворение, где описывается береза зимой. Вы убедились, что оно красивое не только летом, но и зимой. И красоту природы надо беречь всегда.

    Повторение правила поведения в природе.

    Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать к стихотворению рисунок.

    - На этом урок заканчивается, спасибо за совместную работу!

Интегрированный урок по эвенскому чтению и окружающему миру

Эвенский язык: В. Лебедев «Нэлкэ одни»

Окружающий мир: Признаки весны

Цели урока:

  1. Формировать умение работать с текстом произведения; обогащать родную речь; обучить навыкам выразительного чтения; систематизировать знания детей о весне, ее признаках, явлениях через поэтические образы.
  2. Развивать наблюдательность, воображение, художественное восприятие при слушании стихотворения, умение анализировать.
  3. Воспитывать любовь к поэзии, бережному отношению к родной природе.

Оборудование: репродукции картин о весне, магнитофон, записи, портрет В. Лебедева.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. - Дорова кунал, тек муттулэ урок эвэды тананмай нян окружающий мир. Омэн урокла мут дор предмету хупкутчип. Теми-да аймакань долчидавур, хояв хамалкадавур киматлилра. Эрэк урокла эвэды тананмайду тандип дентуру, окружающий мирла хамалкадип он хабда эрэли мэримэчиннивэн.

    - Ни эрэв инэну хупкуттилдук ачча урокла?

  3. Вводная беседа
  4. Подготовка к восприятию стихотворения.

    - Аннани ирэк нулундун бисэп?

    - Ни хундук нэлкэнив аявнран нян ями авран?

    - Онакан хоканчис нэлкэ одакан?

    - Иррочим дентурулбу хас нэлкэ дюгулин, ни укчэндин?

  5. Работа с репродукцией картины.
  6. На доске вывешены репродукции картин о весне.

    - Онячалбу коетлилрэ нян голилрэ онакан энтэкэе мэргэнсэн хокнан? (Хокан, хэбден, чивкачар дэгникэн эмридюр нэлкэнив эмур)

    - Иррочин краскалди онямна онярин эрэв онячав? (Хинаня, хакарин)

    - Ями эрэлди краскалди нонан онячав онярин? ( Нэлкэ элэкэс дагамаддан, иманра ундиддэн, нолтэн энтукун нямуладдан)

    - Тек аймакан музыкав долчилра. Музыкав долчиридюр голилрэ яв демкачис нян унус?

  7. Первичное чтение.
  8. - Тек дэмур, нэлкэ дюгулин дентуру долчилра. Эрэв дентуру Василий Лебедев дукрин. Эрэк нонан портретан. Демкаттасан иррочин бэй нонан бичэ? Нонан эвэсэл нонап ученаитан.

    Здесь учитель рассказывает кратко биографию писателя.

    Учитель читает стих.

    - Як дюгулин дукча эрэк дентурла дукамна? (Нэлкэни дагамриван…)

    - Онакан мэргэсэн нэрилрэн дентуру долчиракасан? (Энтэкэе хокнан)

    - Тек ху нэлкэ дюгулин онячалбу коечис, тарав онямна краскалди унуканни нэлкэ очаван. Музыкав долчиридюр он унас нэлкэ дюгулин долчичавур? Композитор, эрэк музыкав дукамна бэю говэттэ. Нонан мелодияч унувканни нэлкэ эмчэвэн. Эвэду дукамна Василий Лебедев дэмэр торэнди унувканни нэлкэ очаван.

  9. Вторичное чтение и анализ стихотворения, выявление признаков весны.
  10. - Кунал, тек дентуру мэр доливур таннилра.

    - Аич унудавур дентуру строфалди тандип. Строфа тарак детурла строкав говэттэ. Як гэрбэн строфа?

    - Нонап строфав тандип: Инэнэнэт нонам одни. Нючидыч тулматлилра: Дни стали длиннее. Когда это бывает? Весной.

    - Гя строфав таннилра: Нямуланат эмэлрэн. Тугэни амардадун ням одни.

    - Билэклэ-дэ утэн мон, хирканарий одалран. Тугэниду хякитал хирканнотта. Деревья в лесу зимой от мороза трещат. А тут перестали. Значит, стало тепло, и деревья перестали трещать.

    - Окатла биракчар чэлэндюр эеснэ. Реки и ручьи тронулись и потекли. Ок эрэк бивэттэн? Нэлкэниду.

    - Тугэрэпур бокэсур эеникэн хоруснэ. Свои зимние льды понесли.

    - Кунтэк, букчан хатлатан хемтэкэгэл хедилрэ. На полях, лесных рощах появились проталины.

    - Исаг хиги долатан чивкачарти икэлрэ. В густых лесах запели птицы.

    - Аннамта торэрбу словарьлавур дукчип: кунтэк – поле, букчан – лесные рощи, хиги – чаща, хэмтэг – проталина.

    - Тек дэмэр тетрадьлавур нэлкэ признакалбутан дукчип: 1. Инэнэл нонам очал. 2. Нямси одни. 3. Окатал, биракчар эеснэ. 4. Хэмтэкэгэл хедилрэ. 5. Чивкачар икэлрэ.

  11. Выразительное чтение.
  12. - Тек дентуру аймакань тандип. Нэчидыч выразительно говэттэ.

    После чтения учителем стихотворения, дети читают выразительно по желанию. Упражнение в чтении отдельных частей текста, с установкой «попытаемся выразительно прочитать строки (с нужной паузой, передав чувств и т.п.)».

    - Иррочим онячав ху онямчисан, эрэв дентуру танми?

    - Би гэрбэттэку хун онячасан мямси нян хэбдень бидир.

  13. Подведение итогов.
  14. Отмечаются ответы учащихся, комментируются их чтение стихотворения.

  15. Домашнее задание.
  16. - Кунал дюду гургэсэн бидин: эрэв дентуру хупкутлилрэ. Нян нэлкэ дюгулин онячав онялра.

    - Урок муднан нян аич гургэвчилэсэн эгден тэкэн!