В последнее время большое внимание уделяется, новым технологиям, нестандартным урокам, не дань моде, а скорее веление времени. Появление новых альтернативных программ и систем обучения, вдохновляет нас, учителей начальных классов, творчески подходить к решению проблем, возникающих в работе, возможно, из-за каких-либо новых веяний, также применять в своей работе новые технологии. Последняя новация такого рода, получившая большое распространение, - это интеграция учебных предметов. Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественнонаучным фундаментом диалектико-материалистического мировоззрения. Поэтому интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы и т.д.

Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Интегрированные уроки дают ребенку с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

Реализуя в своей практике основные цели развивающего обучения, в своей работе я применяю интегрированные уроки по чтению и природоведению. Одним из задач литературного развития младшего школьника является формирование нравственно-эстетических ценностей. Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.