Программа проекта «Этнопарк «Мир Эвена»

Сегодня дети - завтра народ!

1. Информационная характеристика научно-исследовательского проекта

Ответственные исполнители: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им. В.А. Роббека»

Исполнители: администрация и педагогический коллектив Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А.Роббека», родители, выпускники, общественность, обучающиеся

Руководитель: Имеева Виктория Ивановна, директор МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека» Среднеколымского улуса.

Авторы проекта:
Имеева Виктория Ивановна, директор МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека»;
Тарабукина Уяндина Платоновна, с.н.с ФГБНУ НИИ НШ РС (Я);
Балаганчик Галина Гаврильевна, учитель родного языка и литературы, заместитель директора по УВР;
Жиенбаев Кагира Нурланович, учитель информатики и ИКТ, физики, заместитель директора по УВР;
Садовникова Анастасия Ивановна, учитель начальных классов;
Конькова Раиса Ивановна, учитель начальных классов;
Чолбодукова Аянесса Александровна, учитель КНС РС (Я);

Юридический адрес: 678789, Республика Саха (Якутия), Среднеколымский улус ( район), с. Березовка, ул. Портовская, д. 9б. телефон 8 (411) 56 245 43

Научные консультанты:
Садовникова Ия Ивановна, кандидат филологических наук, младший сотрудник сектора эвенской филологии ИГИ и ПМНС СО РАН;
Сакердонова Анна Семеновна, старший преподаватель кафедры начального образования Педагогического института СВФУ им М.К. Аммосова.

База: МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека»

Справка об образовательном учреждении

Здание школы - типовое, новое, построенное в 2010 году. В школе имеется спортивный зал, компьютерный класс, лингафонный кабинет, библиотека, столовая.

В 2015-16 учебном году обучаются 72 обучающихся. Скомплектовано 11 классов. Школы I, II, III ступени работают в режиме шестидневки. Вторая половина дня - индивидуальные консультации, работа кружков, элективных курсов, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов. Всего педагогов - 17

Анализ социокультурной ситуации

Березовский национальный (кочевой) наслег Среднеколымского муниципального района состоит из двух населенных пунктов: Берёзовки и Уродана. Общая территория наслега составляет 9891,76 кв. км. Административным центром наслега является село Берёзовка - расположена за полярным кругом, в 240 км. от районного центра г. Среднеколымска; занимает обширную северо-восточную часть Среднеколымского улуса, правый берег реки Колымы и граничит с Верхнеколымским улусом, Магаданской областью, Чукотским автономным округом. Общая территория наслега - 989176тыс.га.

Традиционной исконной отраслью является оленеводство и охотничий промысел.

В 1992 г. на базе обанкротившегося совхоза «Берёзовский» были созданы 3 кочевых родовых общины (КРО): «Сивер», «Супри», «Нубаликич». В 2000 г. на базе родовых общин «Сивер» и «Супри» создано КП «Берёзовское», СХПК «Нитчан» - на базе КРО «Нубаликич» и «Манаково». На начало 2016 года насчитывается всего 1800 голов оленей. В оленеводстве работают всего 40 человек. Из них 10 чумработниц, 30 оленеводов.

Социальные объекты: ЭКЦ «Илин» на 114 мест, средняя школа на 80 детей, ясли - сад на 35 детей, участковая больница на 5 коек, отделение связи, АТС на 112 номеров, ДЭС 5 дизелей

Общая численность населения - 372 ч. Из них имеют работу - 127 ч.

Количество семей с. Берёзовка - 104.

Возрастной состав населения: от 0 до 6 лет - 49 чел.; от 7 до 17 лет - 68; от 18 и более - 237 ч.

Национальный состав населения: эвены - 341 чел., якуты - 18 чел., русские - 8 чел., украинцы - 1 чел., эвенки - 1 чел., буряты - 1 чел., казахи - 1 чел, узбеки - 1 чел.

Средний заработок населения составляет 7000 рублей, что ниже прожиточного минимума района.

Количество безработных составляет 35 (из них состоят на учете в ЦЗН - 8 человек)

Малая доходность семей, незанятость населения полезным трудом (особенно мужской части населения), наличие неполных семей, способствуют формированию низкого уровня развития «социокультурного фона». При этом создается ситуация социальной безысходности населения, что способствует утере традиций семейного воспитания, этнического самосознания, постепенному разрушению традиционного уклада хозяйствования и образа жизни местного населения.

Но в тоже время культурно-исторические традиции, история местности, уникальная культура берёзовских эвенов, материалы о знаменитых выходцах из коренного населения запечатлены и бережно хранятся в «Этническом национальном музее».

Анализ состояния этнокультурного и языкового развития населения (2015-16 гг.)

Деятельность по развитию этнокультурного и языкового потенциала населения невозможна без наличия информации этносоциологического характера, которая существенно дополняет и конкретизирует статистическую информацию. Поэтому для того, чтобы развитие этнической идентичности и языковой культуры населения было успешным, максимально эффективным, необходимо проведение мониторингового исследования. Эти исследования направлены, прежде всего, на выяснение современного положения и актуальных потребностей в сохранении и развитии эвенского языка в социокультурной среде.

С целью выявления анализа состояния этнокультурного и языкового развития населения проведен мониторинг. Исследованием были охвачены обучающиеся 5-11 классов образовательного учреждения и родители. Мониторинговое исследование проводилось методом анкетирования.

Объектом исследования явились 32 обучающихся, родителей - 31

Выводы:
Исследование выявило из ответов обучающихся, что:

Выводы:
Из данного мониторинга видно, что:

Таким образом, из мониторинга исследования мы выявили, что основная часть обучающихся и родителей имеют интерес к родному языку, что показывает о наличии потребности в осознании своей этнической идентичности.

Анализ образовательных запросов

Для изучения образовательных запросов участников образовательного процесса общеобразовательным учреждением был предложен следующий инструментарий: «анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся»

В анкетировании приняли участие 31 родителей (законных представителей). Анкета для родителей включала 4 вопроса, направленных на изучение и функционирование родного языка, культуры и образовательных потребностей, оценку важности образовательных услуг в школе.

Анкетирование выявило:

По 1 вопросу: Улучшились или ухудшились знания эвенского языка за последние 10 лет?

Ответы родителей показали:

По 2 вопросу: укажите наиболее предпочтительную форму преподавания (один ответ):

По 3 вопросу: Что необходимо для сохранения национальной самобытности эвенов (выберите, пожалуйста, три наиболее важных ответа):

По 4 вопросу: По внеурочной деятельности родители остановились на ранее предложенных школой внеурочных занятиях, так как и обучающиеся, и родители удовлетворены выбором.

Актуальность создания проекта

1. Актуальность заявленной в проекте проблемы следует из анализа и результатов реализованного ранее проекта. С 2014 по 2016 год коллектив учреждения работал над проектом «С маленького родника начинается река» и достигнуты следующие результаты:

Цель проекта:Создание этнокультурной образовательной среды как условия воспитания социальной компетентности детей
Задачи проекта: Задача 1
Реализация в образовательной деятельности программ по поликультурному и межконфессиональному образованию, в том числе:
1.1. Через систему урочной и внеурочной деятельности:
Мероприятие 1.
1.1.Уроки
«Эвенский язык и родная литература», «Культура народов РС (Я)», «Традиционные знания коренных малочисленных народов Севера»

  • разработаны рабочие программы в соответствии с ФГОС, методические пособия;
  • разработан цикл презентаций к урокам «Эвенский язык и родная литература», «Культура народов РС (Я)», «Традиционные знания коренных малочисленных народов Севера»;
  • тесты по проверке знаний обучающихся по предметам;
  • проводятся индивидуальные занятия, консультации по родному (эвенскому) языку;
1.2. Модульные курсы по математике, литературному чтению на русском языке, окружающему миру, ОРКСЭ, музыке

Интегрированные курсы по предметам ИЗО, технология.

  • разработан и внедрен национально-региональный компонент в предметы федерального цикла: математике, литературное чтение на русском языке, окружающий мир, ОРКСЭ, музыка, ИЗО, технология;
  • повысилось участие обучающихся в олимпиадах по предметам
1.3.Факультативы «По тропинке предков», «Основы оленеводства, звероводства, охотоведения».
  • разработаны и внедрены в учебный план факультативы: «По тропинке предков», «Основы оленеводства, звероводства, охотоведения»
Мероприятие 2.
2.1. Внеучебная деятельность
по направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, «Народные игры», «Игры, состязания и самобытные упражнения народов Севера», « Игры 0мчэни», «Национальные игры», социальное, общекультурное «Культура населения РС (Я)», «Театральный калейдоскоп», «Умелые руки»
организованы и действуют кружки по направлениям духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, «Народные игры», «Игры, состязания и самобытные упражнения народов Севера», « Игры 0мчэни», «Национальные игры», социальное, общекультурное «Культура населения РС (Я)», «Театральный калейдоскоп», «Умелые руки»;
2.2. Участие в муниципальном этапе предметной олимпиады по родному языку

2013-14 учебный год

  • Муниципальный этап Всероссийской ГОШ РС (Я) по эвенскому языку - 10участников, 3 победителя;
  • Республиканская дистанционная олимпиада по эвенскому языку - 1победитель, 1 призер;
  • Региональный очный этап Всероссийской ГОШ РС (Я) по эвенскому языку - 1 победитель

2014-15 учебный год

  • Школьный этап олимпиады по эвенскому языку -10 участников, 6 победителей;
  • Дистанционная республиканская олимпиада по эвенскому языку 1 победитель

2015-16 учебный год

  • Школьный этап по эвенскому языку - 12 участников, 8 победителей

2.3. Проведение традиционной декады родного (эвенского) языка

В рамках проведения мероприятия «День науки в начальной школе» был проведен мини-урок эвенского языка для учащиеся 2-4 классов по теме: «Делгэнкэл нян дэгил»

  1. Конкурс сочинений и стихотворений «Мин аяврив бугу» «В. Д. Лебедев эвэды дукамца»
  2. НПК учащихся «Би цунмир хутэн бисэм, би дьаалби хиракамцатан бисэм» по теме: «Балдача терэн эңин»
  3. Конкурс хороводов «Хэдьэ»
  4. Конкурс запевал
  5. Конкурс знаток эвенского языка (игра-викторина)
  6. Викторина «Эвэды теерэн мямсин»
  7. Конкурс сочинений «Эвэды терэму нодаке мявандув»
  8. Классные часы «Балдача терэн гянул хотаранни»
  9. Поэтические перемены

2.4. Участие в Республиканском конкурсе сочинений на родном языке «Край мой Арктика»

2013-14 учебный год

  • Республиканский II дистанционный литературный конкурс «КРАЙ МОЙ АРКТИКА», сочинение «Мин Бугу» - 1 победитель, 2 призера

2014-15 учебный год

  • Республиканский III дистанционный литературный конкурс «КРАЙ МОЙ АРКТИКА» 5 участников

2015-16 учебный год

  • Республиканский IV дистанционный литературный конкурс «КРАЙ МОЙ АРКТИКА» 5 участников

2.5. Участие в научно-практической конференции школьников, конкурсах

2014-15 учебный год

  • IV Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» 2015 г. - 5 участников;
  • Всероссийский дистанционный конкурс исследовательских работ учащихся - 3 призера;
  • Международный дистанционный конкурс исследовательских работ учащихся- 1 призер;
  • Детские исследовательские работы и научные проекты - 1 призер

2015-16 учебный год

  • Улусная очно-заочная НПК «Чугуновские чтения» - 5 участников;
  • Дистанционная республиканская НПК «Ламутские чтения», посвященная Году литературы в РФ - 2 призера
  • Улусный конкурс «Радуга Севера» В номинации «Куклы народов Якутии» - 3 победителя;
  • Международный конкурс «Мир талантов» номинация «Литературное творчество» - 1 призер;
  • Международный конкурс исследовательских работ учащихся - 1 призер.

1.2. Через организацию деятельности классных руководителей:
2.6 Традиционный праздник «Эвинэк», Ежегодный конкурс «Гудей асаткан», Соревнования по национальным играм «Потомки Өмчэни» Систематически проводятся мероприятия в рамках Программы «Система внеурочных мероприятий национального направления, способствующих духовно-нравственному развитию учащихся»
1.3. Через систему работы с родителями:
2.7 Апробация летней этноэкологической кочевой школы «Дюгадяк» в условиях общины Туманнах»

Выполение научно-исследовательских работ, доклады, прикладное творчество обучающихся
2.8. Детский фольклорный ансамбль «Нелтэнкэн»

Ежегодно в течение всего учебного процесса совместно с ЭКЦ «Илин» организованы праздничные концерты

  • 2014-15 учебный год, XV улусный детский фестиваль конкурс «Туундара туллуктара-2015» - 1 участник
  • 2015-16 учебный год, XVI улусный детский фестиваль конкурс «Туундара туллуктара-2016» - 2 участника, 1 призер

Задача 2
Работа с обучающимися, испытывающими трудности во взаимодействии с другими детьми при нахождении в по-ликультурной среде
Организация системы своевременного выявления таких детей, оказание им психолого-педагогической помощи (организация службы социально психологического сопровождения семьи)
  • диагностика по адаптации обучающихся 1, 5, 10 классов;
  • тест «Рисунок семьи» (для обучающихся начальных классов);
  • комплекс психологических методик и тестов, используемых педагогом-психологом для выявления детей группы риска по суицидальному поведению: Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), Шкала депрессии Зунге, Шкала тревожности и депрессии Зигмонда;
  • анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
  • консультация для родителей «Ознакомление с проектной деятельностью в ОУ»
  • консультация для родителей «Традиции народа в воспитании детей»
Задача 3
Работа с педагогическим коллективом:
Формирование профессиональных навыков воспитательной работы с детским коллективом по поликультурному и межконфессиональному образованию
  • развитие и творческие связи с образовательными учреждениями преподающими эвенский язык
  • установлены и продолжаются творческие связи с дошкольным учреждением «Энкэчэн»
Задача 4
Работа с родителями, организация мероприятий по поликультурному и межконфессиональному образованию.
Подпроект «Нам традиции семейные важны» Реализация подпроекта «Нам традиции семейные важны»
Участие в мероприятиях по распространению опыта:
  • распространение опыта учителей на выставке-ярмарке педагогических идей «Методические продукции учителей начальных классов», «Консолидация ресурсов образовательных организаций в контексте социокультурной модернизации»;
  • разработка и публикация уроков на сайте «Всероссийский интернет-педсовет», «Академия роста», «Копилка уроков - сайт для учителей»;
  • участие учителей в региональных и всероссийских конкурсах

Из результатов и анализа работы за отчетный период по реализации проекта «С маленького родника начинается река» - вытекает, что задачи поставленные выполнены, но они не могут носить эпизодичный и промежуточный характер и требуют дальнейшего расширения и развития, поднимая новые проблемы и ставя новые задачи, которые могут быть решены в аспекте темы следующего проекта. В связи с этим исследование следующего этапа будет по теме «Этнопарк «Мир Эвена»

2. Актуальность заявленной в проекте проблемы следует из анализа организации дополнительного образования в сельском образовательном учреждении. Практика работы сельских национальных образовательных учреждений показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими малокомплектными образовательными учреждениями, так как большую часть мероприятий им приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений.

И образовательное учреждение, являясь главным культурным центром села, определило необходимость разработки проекта «Этнопарк «Мир Эвена» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в сельской национальной школе и его реализацию посредством дополнительного образования, как составной части модернизации новой школы и ФГОС общего образования.

Теоретическое обоснование образовательного проекта

Все более актуальными становятся вопросы этнокультурного воспитания в образовательных учреждениях. И соответствующий раздел включен в федеральные государственные образовательные стандарты II поколения, как часть, формируемая участниками образовательного процесса. В связи с этим особенно остро ставится вопрос о разработке и внедрении системы дополнительного образования с этнокультурным компонентом с целью сохранения народной культуры воспитания обучающихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций.

Современная система образования - способствующая сохранению и развитию у обучающихся стремления сохранить связь с родной культурой, традициями, позволяет создать условия для организации этнокультурного образовательного пространства.

Что дает осознание того, что сельское образовательное учреждение должно выступать в качестве ведущего носителя культурно-исторических традиций народа, духовных ценностей нации и этнокультурные воспитательные традиции любого народа представляют собой систему ценностей, традиций, отношений, которые являются составной частью общероссийской культуры. Учитывая, что особенностью этнокультуры является то, что в условиях поменявшейся исторической ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутациям, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир воспитания. Сформированный в 90-е годы двадцатого века в России идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом оказал отрицательное влияние на развитие национальной культуры. Сегодня мы сталкиваемся с проблемами отсутствия языковой среды, на родном языке разговаривают в быту лишь часть взрослого населения, а также слабым знанием культурных народных традиций и обычаев среди обучающихся. Восстановление утраченных ценностей, осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни вытекающая из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта), где важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.

В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека» ищет оптимальные пути реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения. Этнопедагогическая культура и этнокультурное воспитание - как целостный процесс передачи обучающимся культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. И являются основой, на которой должно строиться содержание обучения и воспитания в сельском образовательном учреждении. Использование традиций и обычаев, в формировании этнокультурной воспитанности обучающихся позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Для этого в учреждении имеются все условия. Сегодня учреждение располагает прекрасным зданием с оборудованными кабинетами, мастерской, компьютерным классом, лингафонным кабинетом, спортивным залом, библиотекой, столовой.

Для успешного решения поставленных задач учреждение обеспечено квалифицированными кадрами. Уникальность учреждения заключается в том, что оно находится в селе, богатом эвенскими традициями, обычаями, нравами, имеющими большое культурно-историческое наследие. И эти традиции живы и почитаемы.

Но в силу ряда социальных причин есть угроза постепенной утраты. Именно учреждение является фундаментом при формировании базовой ценности обучающихся. Осуществление проекта актуализируется в условиях перехода учреждения на новые формы образования согласно требованиям стандартов второго поколения, предусматривающих создание благоприятных условий для обучающихся в образовательном учреждении и на основании результатов мониторинга социокультурной среды. В этом большую роль может сыграть создание «Этнопарка «Мир Эвена», где после уроков обучающиеся смогут посещать кружки, мероприятия, занятия по интересам, организованные педагогами, членами общественных организаций, родителями, что позволит решить проблему занятости обучающихся и сохранить этническую идентичность.

Всё это определяет актуальность создания данного проекта - «Этнопарк «Мир Эвена».

Основная идея проекта

Переход на новую систему сотрудничества педагогического коллектива, сельского социума, родителей, обучающихся путем создания этнокультурного компонента в социокультурной среде через формирование и развитие этнической идентичности обучающихся, где одним из основных направлений является развитие дополнительного образования учреждения

При разработке проекта учитывался комплекс мер, способствующих:

Новизна проекта:

Цель проекта:

Создание условий для формирования организации этнокультурного образовательного пространства, обеспечивающего развитие позитивной этнической идентичности.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы, опыта работ педагогов по этнокультурному воспитанию обучающихся;
  2. Разработка перспективного плана проекта и его реализации;
  3. Разработка модулей внеурочной деятельности;
  4. Реализация модулей внеурочной деятельности;
  5. Вовлечение сельского социума в образовательное пространство для приобщения обучающихся к процессу сохранения культуры своего народа;
  6. Организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык;
  7. Систематизация, обобщение полученных результатов и распространения опыта работы педагогов.

Гипотеза:

Использование инновационных педагогических технологии во внеурочной деятельности учреждения путем реализации проекта нацеленного на повышение эффективности этнокультурного воспитания и развития личности обучающихся.

Нормативные документы:

Исполнители проекта:

Направления работы

Программно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение

Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап 2015-16 гг.
  2. Основной этап 2016-17 гг.
  3. Заключительный этап 2017-18 гг.

Первый этап - организационный 2015-16 гг.

  1. Изучение методической литературы
  2. Создание творческой группы педагогов
  3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня их представления о развитии этнической идентичности детей.
  4. Разработка содержания проекта, определение механизмов его реализации.
  5. Разработка подпроектов по направлениям деятельности
  6. Первичная диагностика уровня воспитанности обучающихся.
  7. Разработка системы взаимодействия педагогического коллектива, родителей, учреждений сельского социума, для обеспечения целостного педагогического процесса.
  8. Разработка взаимодействия сетевого Интернет взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык

Второй этап - основной 2016-17 гг.

  1. Утверждение графика внеурочной деятельности
  2. Создание условий для успешного овладения обучающимися этнокультурной воспитанности средствами разнообразной деятельности: спортивно-оздоровительная деятельность, общекультурная деятельность, общеинтеллектуальная деятельность, духовно-нравственное, социальное.
  3. Оформление выставки, материалов, наработанных участниками
  4. Участие обучающихся и педагогов в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и творческих выставках
  5. Работа творческих группы педагогов
  6. Проведение общешкольных и общепоселковых мероприятий.
  7. Взаимодействия сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык

Третий этап - заключительный 2017-18 гг.

  1. Проведение диагностики с целью выявления уровня этнокультурного развития обучающихся
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой учреждения
  3. Подготовка итогового отчета
  4. Сбор и предоставление материалов из опыта работы педагогов.
  5. Выставка творческих работ обучающихся
  6. Издание сборника по обобщению опыта работы педагогов
  7. Проведение обобщающего семинара
  8. Определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности;

Ожидаемые результаты:

  1. Создание и публикация учебно-методических материалов
  2. Повышение уровня социальной мобильности, конкурентоспособности, выпускников сельской школы.
  3. Высокий уровень сформированности ключевых компетенций обучающегося, воспитываемого в этнокультурной среде сельской школы.
  4. Создание модели воспитания в национальной малокомплектной школе
  5. Создание системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык
  6. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов общего и дополнительного образования в реализации этнокультурного воспитания

Практическая значимость

На основе ранее разработаных и апробированых программ: спортивно-оздоровительной «Өмчэни эвинни», («Игры Өмчэни»), общекультурной «Фольклорный ансамбль «Хо-эен», духовно-нравственной «Дю хунңин» («Хозяйка чума»), «Хопкил хотлитан» («По тропинкам предков») и вновь разработанных: общеинтеллектуальной «Би ңунмир хутэн бисэм» («Я представитель народа - я продолжатель рода») социальной «Хопкил бинитэн» («Тайны предков») - применяемыми учителями расширить развитие процесса организации этнокультурного воспитания в учреждении, используя инновационные технологии воспитания и

сотрудничество педагогического коллектива, сельского социума, родителей, обучающихся.

Средства оценивания результатов проекта

Результативность эксперимента будет проверяться:

Система сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, преподающими родной эвенский язык

Направления реализации проекта:

Подпроект программы «Этнопарк «Мир Эвена» представляет собой систему 6 программ дополнительного образования.

 

 

 

Страница 2