Аявриву дялбу!
Эли тѳрли гиркачав удьчаму эдэн
имапта, манрудасан гасчирам:
тѳрэмур, нимкарбур, икэлбур
эдилрэ омңар
В.А. Роббек
1. Социальное направление
Программа дополнительного образования «Хопкил бинитэн» «Тайна предков»
Цель дополнительного образования: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи программы:
- Формировать у обучающихся взгляд на родной край как на самобытную страну, с ее особенностями развития культуры и быта;
- Способствовать пониманию менталитета эвенского народа;
- Привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение к старшим;
- Дать школьникам реальное представление об уникальности и значимости эвенского народа.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая
- лекция с элементами беседы;
- практикум;
- семинар-практикум;
- ролевая игра;
- игра-путешествие;
- исследование;
- проект
При планировании деятельности в проекте, учащиеся распределяются на группы по интересам:
- Я представитель народа, я продолжатель рода»;
- Быт моих далеких предков»;
- Обряды и традиции эвенов Берёзовки»;
- Оленеводство и охотоведение»
Мероприятия:
- НПК «Я представитель народа, я продолжатель рода»;
- Игровая программа «В оленеводы б я пошел, пусть меня научат»
2. Духовно-нравственное направление
Программа дополнительного образования «Хозяйка чума»
Цель дополнительного образования: создание условий для приобщения обучающихся к сохранению традиционного уклада и образа жизни своего народа.
Задачи программы:
- Изучать традиции и обряды, особенности национальной кухни;
- Пропагандировать национальную культуру эвенов;
- Воспитать национальное самосознание, уважение к культуре, традициям и образу жизни эвенского народа.
Формы и методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский (исследование и сбор информации и материалов);
- творческий (выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях и конкурсах);
- метод «от простого к сложному» (образовательный процесс происходит постепенно);
- связь обучения с жизнью (обучение по данной программе происходит при помощи материалов и экспонатов сельского музея);
- метод контроля;
- метод индивидуального подхода.
Мероприятия:
- Конкурс «Хозяйка чума»;
- Выставка «Северное сияние»;
- Конкурс «Гудей асаткан»;
- Показ мод «Показ мод»
3. Духовно-нравственное направление
Программа дополнительного образования «По тропинкам предков»
Цель программы: Формирование духовно богатой, высоконравственной личности через изучение истории родного края, культуры и традиций коренных народов Березовки
Задачи программы:
- Организовать эффективное взаимодействие педагога и обучающихся;
- Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями коренного населения поселка Березовки - эвенов;
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своей малой родины.
- Формировать гражданскую позицию, патриотизм;
- Воспитывать любовь к окружающей природе, малой родине, семье;
- Способствовать воспитанию нравственных качеств ребёнка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.);
- Воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа эвенов.
- Содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности ребёнка;
- Развивать творческое воображение и фантазию, мышление, внимание, память, умение исследовать и самостоятельно работать;
- Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям народа эвенов.
Формы работы:
- традиционных занятий
- практических занятий
- игры
- театрализованных представлений
- выставок
- защиты проектов
- конкурсов
- праздников
- викторин
- работа в микрогруппах
- творческих отчётов
- экскурсий
Мероприятия:
- Викторина «Я знаю свой край»;
- Конкурс видеосюжетов о традициях своей семьи;
- Защита проектов «Наши традиции»
4. Общеинтеллектуальное направление
Программа дополнительного образования «Би ңунмир хутэн бисэм»
Цель дополнительного образования: создание условий для реализации учащимися своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности этноса.
Задачи программы:
- обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
- способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности;
- формирование позитивного восприятия этнических ценностей и успешное его освоения;
- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах этноса.
Формы работы:
- Викторины;
- Конкурсы;
- Олимпиады;
- НПК;
- Исследовательские проекты;
- КВН
Методы работы:
- проектный;
- научно-исследовательский;
- творческий
Мероприятия:
- школьная олимпиада по родному языку и литературе, КНС РС (Я);
- конкурс рисунков по произведениям эвенских писателей;
- декада родного языка и литературы;
- конкурс чтецов;
- конкурс «Проба пера»
5. Общекультурное направление
Программа дополнительного образования «Фольклорный ансамбль «Хо-эен»
Цель дополнительного образования: приобщение к живительному источнику народной мудрости - фольклору, формировать и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа
Задачи программы:
- Уделять должное внимание знакомству с местным фольклором;
- Развивать творческие способности участников коллектива через активную концертную деятельность;
- Способствовать средствами фольклора духовно-нравственному становлению;
- Создать условия для творческого общения преемственности поколений
- Изучение и исполнение эвенских народных танцев и песен;
- Постановка песенно-танцевальных композиций;
Формы работы:
- Групповое занятие;
- Индивидуальная работа с запевалами;
- Участие в массовых мероприятиях;
- Участие в постановке обрядов
Мероприятия:
- Конкурс запевал «Хэдэ»;
- Инсценирование по произведениям эвенских писателей, сказок, легенд;
- Импровизация обрядов
6. Спортивно-оздоровительное направление
Программа дополнительного образования «вмчэни эвинни» («Игры вмчэни»)
Цель дополнительного образования: содействие укреплению здоровья, приобщение детей к культуре своего народа в процессе активного их участия в народных играх и состязания.
Задачи программы:
- Приобретение знаний об эвенских играх;
- Обучение разнообразным правилам эвенских игр и других физических упражнений игровой направленности;
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
- Привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Формы работы:>
- Подвижные игры:
- Сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры);
- Игры-забавы;
- Имитирующие игры;
- Игры-соревнования.
Методы работы:
- Групповая;
- Коллективная.
Мероприятия:
- Национальное соревнование «Игры Өмчэни»;
- Национальный праздник «Эвинек»;
- Соревнование «Муннюкан»;
- Соревнование «Меткий стрелок»
Основные мероприятия
№ п⁄п | Направления деятельности | 2015-16 уч.г. | 2016-18 уч.г. |
1 | Разработка локальных актов - приказы по деятельности | Приказы о создании и составе творческих групп | |
Ежегодные планы работ творческих групп | |||
Ежегодные планы ШМО | |||
Приказы и положения о проведении различных внеклассных школьных и общественных мероприятий | |||
Отчеты, анализы | |||
2 | Деятельность творческих групп | Разработка программ дополнительного образования. Обновление и освоение в рамках образовательных программ этнокультурного компонента. Разработка коллективных методических и педагогических проектов. | Разработка и реализация метапредметных курсов. Апробация и коррекция программ дополнительного образования. Обобщение эффективного опыта реализации программ ДО и этнокультурных компонентов, использования современных технологий образования. |
3 | Мониторинг | Экспертиза программ ДО с этнокультурным компонентом | Предъявление опыта реализации программ ДО |
1 | Методическая поддержка | Проектировочные, обучающие и рефлексивные семинары для педагогов. Проблемные и итоговые педсоветы | |
2 | Психологическая поддержка | Программа психологической поддержки развития этнической идентичности | Проведение тренингов и других форм работы с участниками образовательного процесса |
Входные диагностики уровня развития этнической идентичности | Итоговые диагностики уровня развития этнической идентичности | ||
3 | Распространение опыта педагогов | Разработка и реализация педагогических и методических проектов по освоению технологий применения этнокультурного компонента. Мастер-классы. Фестиваль методических идей и т.д. | |
1 | Работа с родителям | Форум «Эвенский язык и культура в современной социокультурной среде» | Родительская конференция «Народные традиции воспитания ребенка в семье» |
1. Классные родительские лектории с этнокультурнойтематикой. 2. Коллективные творческие дела с этнокультурным компонентом в классе и образовательном учреждении. | |||
Совместные проекты с обучающихся и родителей в классе и в образовательном учреждении | |||
2 | Общественное содействие. Социальное партнерство | Изучение возможностей организации сотрудничества с общественными и организациями. Разработка плана совместной деятельности с социальными партнерами | Подведение итогов работы в социуме. Обобщение и распространение эффективного опыта |
1 | Исследовательская деятельность | Разработка видов исследовательских и реферативных работ Обучение педагогов организации исследовательской деятельности обучающихся | Апробация критериев оценки исследовательских и реферативных работ |
2 | Воспитательная работа | Разработка примерной воспитательной программы по классам с рекомендациями для классных руководителей по введению этнокультурного компонента в программы развития класса | Активное применение классными руководителями рекомендаций по реализации. Реализация обновленных программ развития классов. Обобщение опыта работы классных руководителей |
3 | Деятельность в социуме | Изучение совместных возможностей и определение социальных партнеров | Обобщение опыта работы по организации совместной деятельности с социальной инфраструктурой |
4 | Конкурсы и игры | Разработка конкурсов и игр, направленных на национальный колорит (КВН, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, инсценрование и т.д.) | Введение в образовательный процесс конкурсов и игр, направленных на реализацию программ дополнительного образования |
5 | Тематический ВШК «Введение этнокультурного компонента в программы развития класса» | Тематический ВШК «Соблюдение рекомендаций по введению этнокультурного компонента в программы развития класса» | Тематический ВШК «Этнокультурный компонент в проведении классных часов» |
6 | Система диагностик уровня развития этнокультурной самоидентификации обучающихся | Разработка и начало апробации диагностического инструментария | Анализ, коррекция и введение в действие системы диагностики развития этнокультурной самоидентификации обучающихся |
7 | Анкетирование всех участников образовательного процесса, изучение мнения общественности об эффективности проводимых мероприятий по реализации подпроекта | Разработка анкет, опросников, диагностик и т.п. Входное анкетирование участников образовательного процесса | Промежуточное и итоговое анкетирование участников образовательного процесса. Коррекция содержания и форм диагностических материалов |
1 | Активное участие в республиканских, улусных мероприятиях | Улусные мероприятия:
выставка прикладного искусства «Радуга Севера», НПК «Колымские исследователи», «Ученик года», Всероссийская олимпиада
школьников. Республиканские мероприятия: выставка прикладного искусства «Радуга Севера», республиканская олимпиада по родному языку и литературе, республиканский конкурс сочинений «Край мой Арктика», НПК «Ламутские чтения», республиканский конкурс иллюстраций по произведениям эвенский писателей | |
1 | Проведение конкурсов, НПК | Республиканский дистанционный конкурс иллюстраций по произведениям эвенский писателей: Н.С. Тарабукин, П.А. Ламутский, А.В. Кривошапкин | |
Республиканская дистанционная НПК «Эвенский язык: проблемы и перспективы развития языка» | |||
Онлайн-конференция «Дополнительное образование в сфере ФГОС в малокомплектном общеобразовательном учреждении» |