Главная » 2017 » Июнь » 7 » Инновационный проект Этнолагерь Дюгадяк
13:56
Инновационный проект Этнолагерь Дюгадяк

Инновационный проект «Этнолагерь «Дюгадяк»

 

Информационная характеристика научно – исследовательского проекта

Ответственные исполнители:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека»

Исполнители  –  администрация и педагогический коллектив   Муниципального  казенного  общеобразовательного учреждения  «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека», СХПК «Нитчан», КП «Березовское», родители,  (законные представители), выпускники, общественность, обучающиеся.

Руководитель – Имеева Виктория Ивановна, директор МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека» Среднеколымского улуса.

Авторы  проекта:

Имеева Виктория Ивановна,  директор;

Жиенбаев Кагира Нурланович, замдиректора по УВР;

Хабаровский Кирилл Семенович, учитель информатики.

Юридический адрес: 678789, Республика  Саха  (Якутия), Среднеколымский улус ( район), с. Березовка, ул. Портовская, д. 9б.

Телефон 8 (411) 56 245 43

База: МКОУ «Березовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека»

 

 

Справка об образовательном учреждении

МКОУ «Берёзовская национальная средняя общеобразовательная школа им В.А. Роббека» находится в с. Березовка, где проживает уникальная этническая группа эвенов, сохранившая кочевой образ жизни, богатую этническую культуру, традиции и обычаи. Особенностью национальной школы является изучение и сохранение родного языка, самобытной культуры эвенов.

Здание школы - типовое, новое, построенное в 2010 году. В школе имеется спортивный  зал, компьютерный класс, лингафонный кабинет, библиотека, столовая.

В 2016/2017  учебном году обучаются 80 обучающихся. Скомплектовано 11 классов. Школы I, II, III ступени работают в режиме шестидневки. Вторая половина дня - индивидуальные консультации, работа кружков, элективных курсов, секций, факультативов, общешкольные творческие дела и дела классов. Всего педагогов – 18 ч.

 

 

Анализ социокультурной ситуации

МО «Березовский национальный (кочевой) наслег» Среднеколымского муниципального района состоит из двух населенных пунктов: с. Берёзовки и рыболовного участка Уродан. Общая территория наслега составляет 9891,76 кв. км. Административным центром наслега является село Берёзовка - расположенное за полярным кругом, в 240 км от районного центра г. Среднеколымска; занимает обширную северо-восточную часть Среднеколымского улуса, правый берег реки Колымы и граничит с Верхнеколымским улусом, Магаданской областью, Чукотским автономным округом. Общая территория  наслега – 989176 тыс. га.

Традиционной исконной отраслью является оленеводство и охотничий промысел.

В 1992 г. на базе обанкротившегося совхоза «Берёзовский» были  созданы 3 кочевых родовых общины (КРО): «Сивер», «Супри», «Нубаликич».  В 2000 г. на базе родовых общин «Сивер» и «Супри» создано КП «Берёзовское», СХПК  «Нитчан» - на базе КРО «Нубаликич» и «Манаково». На начало 2017 года насчитывается всего 2023 голов оленей. В оленеводстве работают всего 16 человек. Из них 3 чумработницы, 13 оленеводов.

Место расположения стада Нитчан  в верховьях реки Березовка 130 км от села Березовка, 305 км от г. Среднеколымска. Расстояние от оленеводческой базы «Уродачан» до поселка Березовка составляет 65 км.

Производственный маршрут: Весенний период начинается с верховья реки Березовка и Токур-Юрях.  Летний период начинается с ручья Бургагчан до ручья Дэлкучан. Осенний период  с верховья реки Летняя. Зимний период левый Уродачан. В СХПК «Нитчан» работает 6 оленеводов и 3 чумработницы. Одна кочевая семья. В составе 5 человек, в том числе трое школьного возраста.

Место расположения стада Туманнах в верховьях ручья Чиринкан и Бурунда  90 км от села Березовка, 260 км от г. Среднеколымска.

Производственный маршрут: зимний и  весенний период начинается с  ручья Бурунда, летний период с  верховья  Бурунды и ручья Чиринкан. Осенний период начинается с ручья Стражник.

В стаде «Туманнах» работают 4 оленевода, 2  чумработницы. Одна кочевая многодетная семья ведущий традиционный образ жизни. В составе 7 человек, в том числе пятеро школьного возраста, один дошкольник.

Место расположения стада Сивер. Летнее стойбище Хякалкан 90 км до поселка, зимнее стойбище Бесың 75 км до поселка, осеннее стойбище в верховьях реки Сивер 70 км.

Производственный маршрут:  летнее и осеннее время на лодке по реке Березовка до горы Уродан далее пешим маршрутом. В зимнее и весеннее время  через  местность Хивук или через Сиверское озеро. В Сивере работают 4 оленевода. Две молодые кочевые семьи.   3 дошкольника и учащийся.

Малая доходность семей, незанятость населения полезным трудом (особенно мужской части населения), наличие неполных семей, способствуют формированию низкого уровня развития «социокультурного фона». При этом создается ситуация социальной безысходности населения, что способствует утере традиций семейного воспитания, этнического самосознания, постепенному разрушению традиционного уклада хозяйствования и образа жизни местного населения.

Но в тоже время культурно-исторические традиции, история местности, уникальная культура берёзовских эвенов, материалы о знаменитых выходцах из коренного населения запечатлены и бережно хранятся в «Этническом национальном музее».

 

 

Введение

Данный проект представлен муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Березовская национальная СОШ им В.А. Роббека».

Актуальность настоящего проекта обусловлен тем, что организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

Современными социальными институтами признано, что одной из эффективных форм организации летнего отдыха детей и подростков являются лагеря труда и отдыха, профильные отряды, программы которых обладают мощным воспитательным потенциалом.

Одной из таких поисковых форм можно считать организацию кочевого лагеря для детей эвенов во время летних каникул. По сути, кочевой лагерь является как объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании обучающихся, ведущий к прогрессивным изменениям качества  образования.

 

 

Теоретическое обоснование инновационного проекта

В Березовском национальном (кочевом) наслеге Среднеколымского (улуса) района существует проблема летней занятости обучающихся. Большинство родителей не могут обеспечить организованный летний отдых своим детям в оздоровительных лагерях и санаториях в силу отдаленности и отсутствия транспортного сообщения с районным центром, за исключением зимника. Дети в летнее время предоставлены сами себе. Школа предоставляет лагерь с дневным пребыванием на 25 мест на одну смену.

В школе преподаются предметы: «Умение жить на Севере» 1-4 классы, 5-7 классы внеурочная деятельность «По тропам предков», 8-9 классы  «Основы оленеводства, звероводства и охотоведения», где обучающиеся проходят теоретическую часть. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков нужна организация летнего кочевого лагеря с обязательной практикой и проведением исследовательской, опытнической деятельности обучающихся, в весенний, летний и осенние периоды. Для решения этих и других проблем в школе создается кочевой этнолагерь «Дюгадяк».

Основная идея проекта - кочевой этнолагерь  «Дюгадяк» - это одна из форм организации летнего отдыха для детей  школьного возраста,  ведущих с родителями (законными представителями) кочевой образ жизни. В результате успешной реализации проекта предполагается обеспечить разностороннее развитие детей в естественных жизненных условиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – спортивно-оздоровительное, общественно-полезная и трудовая деятельность, познавательно-досуговое, организаторская.

Новизна проекта заключается в том, что модель кочевого этнолагеря «Дюгадяк» создается для  возрождения преемственности поколений,  сохранения и дальнейшего развития традиционного образа жизни, приобщения детей к этнической культуре, родному языку, традициям и обычаям, для привития трудовых навыков в процессе повседневного общения с родителями. Это уникальная возможность для родителей беспрерывно заниматься воспитанием своих детей.

С целью реализации инновационного проекта является организация досуга детей школьного возраста в условиях проживания на базе  оленеводческой бригады для практической части обучения, овладения основам традиционных отраслей Севера (оленеводства, охотоведения).

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. приобщение детей к традициям и обычаям своего народа, родному языку, практической деятельности в северных условиях;
  2. привлечение детей к труду;
  3. создание такой педагогической ситуации, попадая в которую ребенок смог бы на практике применить знания, полученные в школе;
  4. совершенствовать формы воспитательной деятельности, апробировать и   внедрить в практику новое;
  5. практическое совершенствование умений и навыков исследовательской, проектной деятельности.

Из целей и задач вытекают принципы  деятельности лагеря:

Принцип гуманизации –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип природосообразности  воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей.

Принцип культуросообразности -  формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействие с семьей, восприятие достоинств культуры через историю культуры семьи, села.

Форма реализации проекта: кочевой этнолагерь «Дюгадяк».

Основную целевую группу входят дети школьного возраста с родителями (законными представителями) которые ведут кочевой образ жизни.

Гипотеза:

  1. Направления работы кочевого этнолагеря «Дюгадяк» включают практическую часть обучения на базе оленеводческой бригады
  2. Организация досуга обучающихся во время летних каникул.

Нормативные документы:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Исполнители проекта:

  • Обучающиеся;
  • Классные руководители;
  • Учителя;
  • Родители;
  • Сельский социум;
  • Оленеводы.

Основные направления деятельности:

Просветительская и профилактическая  работа;

Комплексно – диагностическая  работа;

Исследовательская работа.

Программно-методическое обеспечение:

  • Программа кочевого этнолагеря «Дюгадяк»;
  • Сценарии занятий,  мероприятий;
  • Методическая литература.

Механизм реализации проекта:

  • СХПК «Нитчан»;
  • КП «Березовское»;
  • Администрация кочевого наслега;
  • Совет ветеранов.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный  этап 2016-17 гг.
  2. Проектно-диагностический  этап 2017-18 гг.
  3. Обобщающий  этап

Первый этап - подготовительный (2016-17 гг.),  в ходе которого планируется изучение научно-методической литературы, опыта работы школ народов Севера, создание инициативной группы для разработки проекта.

Второй этап - проектно-диагностический  (2017-18 гг.), в ходе которого будут вноситься изменения, корректировки в планах и программах  работы этнолагеря не противоречащие нормативно-правовой базе.

Третий этап - обобщающий, в ходе которого нужно обобщить опыт работы родителей, обучающихся, педагогов, наметить пути и перспективы  дальнейшего развития этнолагеря.

Проект этнолагеря «Дюгадяк» является бессрочным, так как данный этнолагерь может быть организован каждое лето.

Предполагаемые  результаты:  

  • Сохранение и совершенствование системы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей.
  • Создание единого воспитательного пространства и, как следствие, выход на новый качественный уровень воспитательной работы.
  • Сформировать у детей знание родного языка.
  • Укрепление семьи, повышение сознательности родителей, активности членов общественной организации.

Практическая значимость инновационного проекта:

  • будет способствовать сохранению и дальнейшему развитию традиционного образа жизни, приобщения детей к этнической культуре, родному языку, традициям и обычаям, привития трудовых навыков в процессе повседневного общения с родителями.

 Возможные риски при реализации проекта:

  • недостаточное комплектование необходимыми кадрами ввиду их отсутствия;
  • недостаточное состояние материально-технической базы

Средства оценивания результатов проекта:

  • анкетирование  участников  проекта;
  • анализ результатов участия в творческих группах, в коллективно  творческих делах (конкурсы, выставки, презентации, семинары…)
  • публикации и издания.

 

 

 Результативность эксперимента будет проверяться:

  • повышением качества взаимоотношения педагогов, членов общественных организации, родителей и обучающихся;
  • разработанными материалами учителей, родителей и обучающихся;
  • проведенными семинарами, НПК, конкурсами и другими мероприятиями;
  • Участием во всероссийских, республиканских, улусных конкурсах, олимпиадах, НПК, выставках.

Скачать

Категория: Школьные новости | Просмотров: 92 | Добавил: dizel